Услуга доступна, начиная с версии ПО 3.11.2

Основные понятия

Для более гибкого взаимодействия абонента АТС и IVR сценария, были добавлены функции по управлению голосом.

Конфигурация сервиса

Установка сервиса

Пакет ASR устанавливается из основного репозитория ECSS-10 с использованием следующей команды:

sudo apt install ecss-asr

В ходе установки будет предложено ответить на несколько вопросов. По умолчанию предлагаются оптимальные настройки. Если по каким-либо причинам данные настройки не подходят, вводятся нужные. Всегда можно их изменить, сделав реконфигурацию пакета:

sudo dpkg-reconfigure ecss-asr

Запуск сервиса

Для запуска ASR требуется запустить сервис ecss-asr.service:

sudo systemctl start ecss-asr

А так же убедиться, что сервис systemd-resolved.service запущен:

sudo systemctl status systemd-resolved
● systemd-resolved.service - Network Name Resolution
   Loaded: loaded (/lib/systemd/system/systemd-resolved.service; enabled; vendor preset: enabled)
  Drop-In: /lib/systemd/system/systemd-resolved.service.d
           └─resolvconf.conf
   Active: active (running) since Вт 2025-04-23 10:09:05 +07; 30 days ago
     Docs: man:systemd-resolved.service(8)

Если сервис systemd-resolved.service находится в состоянии Active: inactive, то сервис следует запустить следующей командой:

sudo systemctl start systemd-resolved

Языковые модели

Сервис ASR использует специальные модели, описывающие слова звуками. Основная модель хранится по пути:

/usr/lib/ecss/ecss-asr/model/ru.dic

В этом файле находятся все слова доступные для распознавания речи. При этом, во время работы, для повышения эффективности и точности, ASR использует только часть слов из модели. Эти слова хранятся в файле грамматики языка JSGF:

/etc/ecss/ecss-asr/ivr.jsgf

Подробнее с структурой файла грамматики можно ознакомиться в официальной документации.

Использование сервиса

Проверка лицензии ASR

Для использования сервиса требуется специальная лицензия. При доступной лицензии, в подробной информации по лицензии будет следующая строка:

cluster/storage/ds1/licence/show-licence --details 1

...
    Automatic Speech Recognition (ASR) subsystem enabled true
...

Использование в IVR

Сервис ASR предлагается использовать в IVR редакторе. Если сервис ASR включен и активирован, то в таблице "Список пунктов IVR меню, выбираемых абонентов" для блока "Проигрывание интерактивного меню" в IVR редакторе появится новый столбец "Распознаваемые фразы".

При двойном клике по полю из столбца "Распознаваемые фразы" раскрывается модальное окно "Редактор распознаваемых фраз."

  • Выбор абонента — цифра, по нажатию на которую, абонент может продублировать ответ
  • Описание — текстовое описание данного варианта выбора
  • Распознаваемые фразы — слово или фраза, которые будут детектироваться в прямой речи абонента. Если слово или фраза будут найдены — скрипт продолжит выполняться по данной ветви.
  • Распознаваемые фразы — слово или фраза, которые будут детектироваться в прямой речи абонента. Если слово или фраза будут найдены — скрипт продолжит выполняться по данной ветви.

ASR и настройки MSR

Иногда для корректной работы ASR необходимо будет устранить "ложные" срабатывания на посторонние звуки. Для этого необходимо произвести настройку параметра silence-threshold путем уменьшения чувствительности (увеличения значения silence-threshold например до уровня -20 дБ). Прочитать об этом можно в разделе Настройка конфигурационного файла MSR